Мои парусные походы:

- По Белому морю
2003
;

- Ралли Углич-Конаково
май 2004
;

- Московское море
21-28.09.2004
;

- Шевница-2005
( Открытие сезона)
;

- Мариуполь-Ялта
07-15.07.2005

Мариуполь-Ялта

07-15.07.2005
(Мариуполь-Азовское море-Керченский пролив-Коктебель-Гурзуф-Ялта)

     Нижеследующее описание есть мои субъективные заметки о той части большого похода, в которой я принял участие. Мои записки должны лишь дополнить описание капитана и других участников похода.

Май-июнь 2005                                                 Подготовка к походу.

ПАРУСНЫЙ ТУРИЗМ

         После возвращения с открытия сезона на Шевнице мне хотелось пройти более серьезным маршрутом. Поскольку я на лето взял отпуск без оплаты, то времени у меня было достаточно и хотелось пойти надолго. А это для меня означало, что надо двигаться в сторону южных морей, где не будет погодных ограничений по срокам. Очень интересным  в этом плане мне представился опыт похода Евгения Коротких в Турцию в 2004 году.

          Идти на своем "Бризе-Микро" в дальний поход одному мне было бы  интересно. Плюсы для меня такого решения:
- свобода выбора маршрута и сроков прохождения;
- уверенность в возможностях  "Бриза" и своей подготовке по крайней мере для прибрежного плавания;
- ответственность только за себя;
- cуществует, конечно, проблема безопасности одиночного плавания (но эависит от подготовки судна и капитана, и не представляется мне основанием для полного отказа от такого плавания). Кроме того природные стихии могут быть свирепы, но в них нет намеренной злобы и корысти, чего возможно ожидать от встреч с людьми, особенно властьимущими. 
          Но все таки минусов одиночного похода, и очень серьезных, представлялось гораздо больше:
- ограниченная автономность на воде из-за отсутствия портативного опреснителя и сложности размещения на "Бризе" какой-нибудь горелки хотя бы для кипячения воды;
- проблема с круглосуточным движением ( нет подвахты );
- совсем неразрешимые (или наверное очень дорого решаемые) проблемы с оставлением "Бриза" и вещей на обитаемой суше (нужны охраняемые стоянки)  из-за необходимости хождения по пограничным и таможенным инстанциям, за продуктами и водой.

         Между тем Евгений Коротких готовил новый поход, о чем писал  "Под гиком". В конце мая я написал ему письмо по E-mail с просьбой взять меня c "Бризом" в свою команду.  Ответ был положительным, так как при этом с точки зрения Евгения повышались возможности экспедиции и общая безопасность за счет использования Бриза в качестве "тузика".

       Таким образом определились участники похода:
- адмирал эскадры и капитан большого катамарана "Бабадаг" (ЛУ0004К) - Евгений Григорьевич Коротких (г.Луганск, Украина);
- его старший помощник - Дмитрий Алтухов(г.Стаханов, Украина);
- боцман - Алексей Шматов (Украина), описания его походов есть на "Парусах";
- и я - капитан "Бриза"(МАРИНСовский номер Ту 28) и матрос на большом катамаране - Геннадий Разинков(г.Тула,Россия).

       Времени до планируемого начала похода оставалось уже совсем немного, а надо было решить еще множество вопросов. Очень помогло в решении совместных проблем использование электронной почты, поскольку жили все в разных местах.  Проблемы были, касающиеся общего снаряжения и документов ( в основном решались командой большого катамарана), а я хотел получше подготовить "Бриз".

       С Бризом я пытался решить те проблемы, которые мне представлялись важными и решаемыми в оставшееся время.

       Первая проблема - возможность рифления паруса. Конструкция Бриза предполагает, что при усилении ветра на нем можно отпустить шкот и поставить парус во флюгерное положение, и поэтому рифления его не предусматривается. И это нормально при наличии близкого берега и для короткого шквала, а вот если берег далеко и усиление ветра надолго, то все-таки хочется иметь возможность уменьшения площади паруса. Парус на моем Бризе - не стандартный, но эта проблема  повидимому  также относится и к стандартному Бризу. Парус на нем надевается на мачту карманом, закрытым на топе, поэтому убрать его можно только с мачтой. Снять мачту на Бризе в море при не слабом ветре и в одиночку мне явно не под силу. Нормального решения с полной  и быстрой уборкой паруса я так и не придумал, но сделал возможность уменьшения площади паруса.  Решение первоначально сделал такое: карман на парусе сверху раскрыл, на топ мачты установил съемный наконечник с трубкой (вместо блока) для фала. Фал от фалового угла паруса  проходит через эту трубку, далее вниз в мачтовом кармане паруса и крепится внизу за утку или обушек. Для уменьшения парусности фал отдается, а парус руками стягивается вниз насколько возможно и образовавшиеся складки свяэываются. К сожалению даже это решение не совсем получилось, так как карман довольно узок, а ткань паруса достаточно жесткая. По мере опускания паруса образующиеся складки прихватывают фал,  он уже не выходит свободно из кармана, а значит не дает далее спустить парус, и хуже того, прихваченный фал после этого уже не идет и в обратную сторону на подъем паруса. Поэтому пришлось отказаться  от пропуска фала в кармане и пропустить его снаружи. Решение не красивое, но так хоть что-то получалось( попробовать это на воде так и не пришлось).

        Вторая решаемая проблема с Бризом - увеличение площади за счет создания грузового отсека перед мачтой с добавлением еще одной поперечной трубы, соединяющей окончания носовых стрингеров, и установки там сетки для легких непромокаемых грузов. Подобные решения я видел на Шевнице у Джонатана(М460) и Михаила(М495). Это я тоже сделал , использовав для замены штатных носовых стрингеров трубы, предоставленные мне  Д.Шевелевым, за что ему большое спасибо. Поперечную трубу поставил 40х1.5 Д16Т. Хотелось бы 40х2.0 , но такую не нашел.

        Был вопрос с якорями для Бриза. Становой якорь для Бриза пообещал обеспечить Евгений, а в качестве плавучего якоря я приспособил вытяжной парашютик(нашел на аэродроме), вынув из него пружину.

        Цель похода была определена Евгением Коротких так: пройти как можно дальше в сторону Средиземного моря. Все участники эту идею поддержали. Но при этом маршрут надо выбирать так, чтобы минимизировать визовые проблемы. С шенгенскими визами у украинцев были сложности, а я попробовал узнать условия получения греческой визы в Туле и Москве. Оказалось, что туристскую визу можно получить только на две недели и только с фиксированным сроком заезда, да и делать это все надо сильно заранее. Или делать мультивизу, но для этого надо по крайней мере уже побывать в Шенгенской зоне. В общем с визами вопрос закрыли, имея в виду проход вдоль Турции, где визу можно купить на месте.

       Вначале Евгений планировал начало похода из Ялты, но потом решил пройти из Мариуполя до Ялты своим ходом, чтобы заодно проверить и отработать готовность эскадры к дальнейшему движению. Приняли решение собраться в Мариуполе 28 июня.

        Одним из важных вопросов была готовность пройти таможенные и пограничные формальности при выходе. По этому поводу у Евгения был уже опыт, а я надеялся, что тоже заготовил все нужные бумаги: загранпаспорт, документы о регистрации Бриза в ГИМСе c печатью о ежегодном техосмотре, ГИМСовские права на управление парусным судном с парусом до 12м.кв. Не было только карты иммунизации, о которой писали украинцы. Вместо нее я взял справку о том, что мне делались прививки "по возрасту"( то есть что-то вообще делалось), да еще сделал прививку от желтой лихорадки и взял справку об этом. Евгений написал, что погранцам нужна будет только иммиграционная карта, которую дают всем при въезде в Украину. Еще он прислал мне большой документ о таможенном контроле на Украине, но документ этот на украинском языке и вовсе не все там было мне понятно, а тем более на что нужно обратить особое внимание. 

         27 июня я с "Бризом" сел в Туле на поезд Москва-Мариуполь и поход начался. Около часа ночи прибыли на Российскую границу с Ураиной. Прошли погранцы, проверили паспорта. Затем прошли российские таможенники. Я спросил у них бланк декларации, но они мне сказали, что если я не собираюсь продавать катамаран, а везу его для личного пользования и цена его меньше 1000$, то декларация мне не нужна. И пошли дальше. Я не стал настаивать, так как решил, что специалистам виднее. Потом оказалось, что здесь я очень прокололся. Через час проезжали уже Украинскую границу. Там всем надо было заполнить два экземпляра миграционной карты, в вагоне при этом было довольно темно, а карта эта - очень маленький клочек серой бумаги с очень мелким шрифтом. Потом украинские погранцы поставили печати в загранпаспорт и в миграционную карту (один экз. - у погранцов, один - мне). И затем пробежали украинские таможенники. Эти тоже спросили у меня цену катамарана и пошли дальше.  

28 июня - 06 июля 2005                                                  В Мариуполе.

          Днем 28 июня я с катамараном "Бриз" прибыл в Мариуполь. На ж/д вокзале меня никто не встречал. Я устроился под навесом у вокзала и стал звонить по сотовому Евгению. Он сказал мне , что Дима Алтухов должен скоро появиться на вокзале, а сам он с Алексеем Шматовым недавно выехал из Луганска на машине, и они будут в Мариуполе через несколько часов. Так и получилось, только машина пришла уже поздно вечером, приехал Алексей с сыном, который вел эту машину, а в ней огромное количество частей большого катамарана и другого оборудования, вещей и припасов. А Евгений не приехал, так как в последний момент получил сообщение о том, что заказанные в Киеве еще в марте новые баллоны для катамарана можно наконец забрать. И он с пересадками рванул в Киев.

        Время приближалось к полуночи, а Дима и Алексей искали место для устройства стапеля. Поблизости смогли попасть только на центральный городской пляж, там и остановились. Утром 29 июня на пляже уже было полно народу, но мы нашли уголок у забора, разгрузили машину, она уехала, и мы остались втроем с большой кучей наших вещей. Дима договорился с руководством пляжа, о том что мы тут соберем наши катамараны и тогда уйдем, обещая, что не нарушим правила пребывания на пляже. Место оказалось сравнительно удобным, так как там была питьевая вода и бесплатный туалет, и все это недалеко от вокзала.

      Дальше два дня занимались разборкой и сортировкой многочисленного имущества, так как в Луганске Евгений не успел провести эти работы из-за совсем недавнего пожара у него на работе и других осложнений. Продукты примерно на месяц закупал Алексей видимо прямо перед отъездом, все это было в магазинных упаковках, так что переупаковали все, что можно в пластиковые бутылки. Дима провел ревизию комплектующих катамарана и снаряжения. Оказалось, например, что пробки от пяти 30-литровых канистр для воды не находились на канистрах, и после долгих поисков в многочисленных мешках и коробках нашлись только три. Собирать большой катамаран без баллонов не имело смысла, а сборка "Бриза" проблемой не являлась. Пока поставили две палатки, которые взяли с собой Дима и я. Костры на пляже разводить не разрешалось, поэтому приспособили газовую горелку. Оказалось, что газа в баллоне почти нет, и я съездил в город, нашел газовую заправку и заправил баллон, а заодно обменял рубли на гривны. На пляже днем было полно народа, к вечеру народ тоже не весь расходился, а оставались всякие веселые кампании, многие подходили к нам и интересовались нашими делами. А к ночи на пляж приходили местные бомжи. Поэтому оставлять наше имущество без присмотра было нельзя, и мы организовали круглосуточное дежурство, то есть ночью спали по очереди.

       На третий день приехал Евгений из Киева с новыми баллонами. Баллоны были сделаны в последний момент, и не все там соответствовало проекту, о чем подробнее написал сам Евгений. Но для сборки катамарана существенным было то, что крепление баллона к стрингеру не было сделано совcем, кроме двух склеенных складок. Пришлось на ходу изобретать этот крепеж. Сошлись на том, что надо было на каждом девятиметровом баллоне поставить по ряду люверсов на обоих складках, чтобы потом привязать баллоны через них к стрингерам.  Всего надо было поставить около трех сотен люверсов с интервалом в 10см. Люверсы купили в городе, и еще дня два доделывали баллоны.

        Ну и наконец приступили к сборке большого катамарана. Возможно потому, что это все-таки не серийная  и довольно сложная конструкция, а возможно из-за последствий пожара, про который писал Евгений, но сборка шла довольно медленно, многое приходилось доделывать на месте. Например, ограждение кокпита на катамаране не пришнуровывалось ( как на "Альбатросе" ), а его нужно было все пришить иглой с ниткой вручную. Но поскольку нас все-таки было четверо, то каждая операция проходила довольно споро и к счастью ошибок в сборке, таких, чтобы надо было что-то основательно переделывать, не было.  
отографии можно кликнуть и рассмотреть поподробнее, а потом можно вернуться в отчёт, нажав на ссылку 'Назад')

 


Начало сборки катамарана на пляже в Мариуполе

Установка мачты на большом катамаране и его вид снизу Установка мачты на большом катамаране и его вид сверху

          Интенсивная сборка большого катамарана проходила еще дня три. Погода все это время была странной для начала июля. По ночам все время дул довольно сильный северный ветер (а не просто ночной бриз) и было холодно так, что надо было одевать все теплые вещи. А пару суток вообще непрерывно лил дождь стеной, как осенью, хотя днем погода улучшалась. К концу сборки Евгений начал походы по официальным инстанциям сначала один, а потом и я к нему присоединился. Пограничники потребовали заполнить заявки на поход, посмотрели документы и дали добро на прохождение двух катамаранов. Главное их  требование, это чтобы мы постоянно докладывали по рации о своем прохождении всех застав, но при этом мы не должны были отклоняться от маршрута и нельзя делать остановки на берегу (то есть раз в заявке Мариуполь-Ялта и нет промежуточных пунктов, то их и не должно быть, иначе надо это оформлять как опять приход и выход, хотя при согласовании с заставой при необходимости можно сделать остановку не более суток). Еще им надо было, чтобы мы оформили выход от определенного пункта, где есть таможня. Варианты - морской порт и порт завода ''Азов-сталь". В морском порту оформляются большие суда с помощью агентов( это такие морские юридические конторы), и с нами возиться не хотят.  Завод тоже от нас отпихивается. Мотаемся через весь большой город между пограничниками и заводом. К агентам нам обращаться не хочется, так как услуги их дороги, а гарантий они никаких не дают, только оказывают помощь в оформлении документов. У Евгения бланки всех документов запасены, и мы их заполняем сами.

         Город Мариуполь мне очень понравился. Весь в зелени, очень аккуратненький и очень чистый, несмотря на наличие громадного металлургического завода "Азов-сталь". На пляже, где днем все заполнено, а к вечеру после людей оставалось довольно много всякого мусора, непрерывно трудились уборщики, и утром всегда была идеальная чистота. Цены в городе в пересчете на рубли не выше, чем в Туле, а местные фрукты гораздо дешевле. Море теплое, пляж песчаный, но вода мутная, не то, что в Черном море.    

         В это время и я собрал свой "Бриз" пока без мачты. Немного повозиться пришлось с установкой сетки на новый грузовой отсек, поскольку делал я это впервые. Пограничники на нашу жалобу, что нас никто не хочет выпускать, отреагировали и надавили на диспетчера порта завода, чтобы он нами все же занялся.  6 июля мы перебазировались к самой воде и начали погрузку, готовясь к переходу в порт завода. Переход этот не большой и вдоль берега, но пока нас официально не оформили, то пройти зтот путь собирались под мотором, а Бриз без мачты вести на буксире. 


Погрузка в Мариуполе перед началом похода

        Грузов у нас очень много. Еды на месяц, пять 30-литровых канистр с водой ( две недостающие крышки заменили на самоделки и собираемся использовать эти канистры в первую очередь), большое жестяное ведро с печкой внутри под сухое горючее( оно же радиолокационный отражатель), пять больших( литров на 50) полиэтиленовых бочек с широкими крышками в качестве удобных рундуков и запасных емкостей плавучести (одна из них наполнена сухарями, в остальных - личные вещи команды), большая и тяжелая (наверное около 30 кг) гермоупаковка с сухим горючим, камбузное хозяйство (посуда, термосы), навигационное и электро-радио оборудование (большой компас, бинокль, две радиостанции, аккумуляторы, зарядные устройства и большая и тоже тяжелая солнечная батарея), канистра с бензином и подвесной мотор, большой становой якорь для большого катамарана и якорь( около 5 кг ) для Бриза. 

        Поскольку Бриз собираемся вести на буксире, то я должен расположиться на большом катамаране, а на Бризе размещаются довольно тяжелые грузы (в том числе 30-литровая канистра с водой, большая часть сухого горючего, часть запаса консервов и круп, часть лагерного оборудования - всего наверное килограмм 200 ) и его родные принадлежности ( разобранная мачта с парусом в чехле, весло, насос и мелочевка в упаковке), все это тщательно закреплено на основном трамплине так, что места там совсем не остается. Руль и поворотный шверт (Бриз - не стандартный) подняты, румпель закрепил в среднем положении. На сетку нового грузового отсека положил якорь с закрепленным к нему  швартовым концом. Предполагалось в таком виде дойти до завода, оформить там выход и потом уже несколько перегрузившись, поставить мачту на Бриз и идти дальше своим ходом.     

07 июля 2005                                                                   Начало похода.

        Утром окончательно загрузившись и с Бризом на буксире отходим от пляжа и под мотором вдоль берега идем на восток к порту завода  "Азов-сталь".  Погода хорошая, ветер слабый, и скоро мы подходим к порту завода. В сам порт нас не пускают, подходим к берегу у входа в порт, Евгений отправляется на преговоры с руководством, а мы пока ждем результатов его похода.


У входа в порт завода "Азов-сталь"

        Ждем Евгения довольно долго. На берегу растут деревья с дикми абрикосами, которые почти поспели. Я пока насобирал их целое ведерко. Дима к этой затее отнесся без одобрения, поскольку считал, что рядом с заводом абрикосы эти ничего хорошего не представляют, а из-за их неполной зрелости у нас могут возникнуть проблемы с желудком, и на правах старпома позже потребовал удалить их за борт, что пришлось и сделать. А Алексей пока снарядил удочку и занялся рыбной ловлей. Но вот появился Евгений в сопровождении двух официальных лиц. Это пограничник и таможенник. Все вроде нормально, но надо теперь со всеми документами на оба катамарана и обоим капитанам пройти для окончательного оформления к ним в здание. Долго идем по причалу и подъездным путям к административному зданию. У пограничника к нам никаких претензий нет,  но должен еще дать добро таможенник. Тот долго изучает наши документы. И у него возникает вопрос.  А как Бриз, зарегистрированный в России, попал на Украину? Мои объяснения, что я привез катамаран на поезде, его не удовлетворили. Он  считает, что на катамаран должна быть таможенная декларация о его ввозе, а то что мне ее не дали заполнить, его не касается. Я говорю, что ведь я не скрываю катамаран, и если надо заполнить декларацию, то давайте я ее сейчас заполню. Нет, это не положено. Предлагает писать объяснительную записку. Я понимаю, что это уже не пахнет ничем хорошим, но приходится описывать подробности проезда через границу. В бумаге я должен упомянуть место своей прописки, а в загранпаспорте, который я предъявил, таких данных нет (там только гражданство). Мой гражданский российский паспорт пока на Украине никто не требовал и оставался на катамаране. Мне предложили принести его. Евгений остался с таможенником, а я отправился опять через все причалы к нашим катамаранам, и когда наконец вернулся с паспортом, обстановка изменилась. За это время таможенник провел консультации со своим начальством, и теперь объявляет мне свое решение. Решение таково. Катамаран считается контрабандой и должен быть изъят. У меня есть право обратиться в Украинский суд с претензией к таможне. Суд может состояться не ранее, чем через месяц. При этом мне очень рекомендуется приехать для участия в этом суде, иначе исход его будет наверняка не в мою пользу, а если я приеду, то у меня есть некоторый шанс вернуть катамаран. Таможенник довольно молодой и прилично выглядит, не хамит и вроде даже сочувствует. Никаких признаков, что хочет денег от пенсионера. И наверное это так и есть, хотя я плохой психолог, и к сожалению у меня нет опыта в общении с подобными структурами, хотя бы с ГАИшниками. Думаю, что как всякий чиновник, он на своем рабочем месте должен всегда стараться доказывать, что его должность очень нужна, а он очень нужен на этой должности. Случаев для этого у него наверное не много, и он рад возможности доказать свою нужность. А за принятие разрешающего решения ему ничего приятного не светит. Я объясняю таможеннику, что изъятие катамарана - это крест на моем походе, а других таких возможностей в остатке моей жизни может и не случиться, что это подножка и украинскому катамарану, поскольку его команда расчитывала и на мое участие, и что даже возможный возврат катамарана после суда уже ничего не изменит.  Таможеннику конечно ясно, что ничего злостного тут нет, что изъятие катамарана и участие в суде - это и для него морока, и после моего печального монолога, когда далее оставалось бы только оформлять изъятие, он вдруг без всякого перехода заявляет: "Всё! Ваш вопрос решен положительно. Можете идти. Но! Я вашего "Бриза" не видел! Это могут быть комплектующие к большому катамарану или "тузик", или что-нибудь в этом роде."  

        После этого мы с Евгением поспешили к катамаранам, чтобы срочно наконец уйти из Мариуполя. Хотя таможенник вроде и пошел мне навстречу, но для меня это решение все же означало крест на самостоятельном плавании, так как не позволяло поднять парус и российский флаг на Бризе. Я сразу снял самоклеющиеся бортовые номера с баллонов Бриза, и мы поспешили выйти в море, оставив Бриз на буксире, и теперь для пограничников и таможенников это был просто "тузик" для большого катамарана, а я - просто матрос у Евгения.

         На большом катамаране поднимается грот и стаксель, ветер попутный и понемногу  завод остается позади, открывается уже вид на весь город, а потом берег становится все дальше, а мы идем курсом на Керченский пролив.  К вечеру ветер усиливается, стаксель убирается, а на гроте берутся рифы. Волны тоже помаленьку увеличиваются, и обнаруживается неудобство буксировки Бриза. Длина буксирных концов не более расстояния между гребнями волн, и с догоняющей волны Бриз быстро скатывется к большому катамарану и норовит ударить своим баллоном в острые кромки винта подвесного мотора, поднятого в походное положение. Надставляем буксирные концы, чтобы волна разделяла Бриз и большой катамаран. Бриз перестает догонять нас, но идет все время с резкими рывками, так как скатываясь с волны он получает добавочную скорость, и буксир провисает, а при входе на волну стопорится, а потом буксирные концы опять дергают его. 

08-09 июля 2005                                                                Азовское море.

         Между тем наступает вечер и быстро темнеет. По ночам в море было всегда довольно холодно, так что одеваемся потеплее, сверху брызгозащтная одежда и спасжилет, который тоже согревает. Ночью вахты у нас распределены. С 21-00 до 03-00 на вахте старпом Дмитрий Алтухов и боцман Алексей Шматов. А с 03-00 до 09-00 на вахте капитан Евгений Коротких и я - матрос и иногда рулевой под присмотром капитана. Соответственно подвахта спит, но при необходимости их можно и побеспокоить. Ночью у нас включаются топовый и бортовые огни, которые иногда гасим для экономии аккумулятора, если в пределах видимости никого не видно. Вообще-то мы часто видим встречные и обгоняющие нас большие суда, поскольку все они тоже идут к Керченскому проливу или из него, но расходимся мы с ними довольно на больших расстояниях.

         Около четырех часов утра начинает светать, а вскоре после пяти уже  встает солнце. Всю ночь дул ветер наверное около 7-8 м/сек и иногда идет небольшой дождь. Волна метра полтора. С восходом солнца погода понемногу улучшается. Но вот на Бризе за ночь произошли изменения. Якорь, который лежал на сетке грузового отсека, на волнении и при рывках буксира видимо сместился, бил по передней дополнительной поперечной балке и разбил ее.

Старпом Дмитрий Алтухов на фоне волны  
 
"Бриз" на буксире с разбитой дополнительной поперечиной

        Решаем поправить груз на "Бризе".  Для этого подтягиваем Бриз к большому катамарану, и я перепрыгиваю на Бриз. Делаю это прицепившись страховочным концом, так как этот переход на скорости и на волне может быть рискованным. Располагаюсь на Бризе, лежа на грузе. Убираю якорь с сетки бывшего грузового отсека и анализирую крепление всего остального  груза. С креплением груза все нормально, а на разбитой поперечной трубе явные следы многочисленных ударов якорем и вмятины в районе разлома. Думаю, что если бы эта труба была не 40х1.5 , а 40х2.0 , то это мало что изменило бы. Ну да это не смертельно. Ведь штатная конструкция Бриза не предусматривает грузового отсека. Снимать сетку и обломки трубы на воде при качке довольно сложно, да и вроде нет необходимости. Перезакрепил буксирные концы, чтобы обломки трубы им не мешали, и вернулся на большой катамаран.

        На большом катамаране тоже не все в порядке. При очередном порыве ветра сломалась краспица в верхней трети мачты. Мачта при этом ведет себя нормально, но надо обращать внимание на ее нагрузку парусами. Кроме того начал терять форму носовой отсек правого баллона. Оказалось, что баллон протирается краем шпангоута.  Дима подкладывает под подозрительное место кусок пенки от коврика, и далее приходится периодически подкачивать баллон.

       Днем я в основном занят камбузом и иногда сижу на руле. На печке с сухим горючим кипятим воду для чая, кофе или киселя, а для обеда засыпаем брикетированный суп и крупу в большой термос с широким горлом, заливаем все это кипятком, закрываем крышку, и через час суп готов. У сухого горючего оказался один неожиданный момент.  Вообще-то я не ощущаю никаких неудобств при качке, но вот наклонившись над печкой при розжиге этого гоючего я несколько раз вдохнул его дым,  и у меня сразу закружилась голова и возникло ощущение как будто сейчас могу потерять сознание. Евгений предполагал наличие такого свойства у сухого горючего, и сразу предложил мне перейти на корму подальше от дыма. Я очистил легкие свежим воздухом и через минуту уже чувствовал себя вполне нормально. Так что дым от сухого горючего, это не то, что дым от костра, и в дальнейшем мы старались ставить печку в носу за пределами кокпита.  

       В кокпите у нас два спальных места и два сиденья по бортам для рулевых. Направление выдерживаем по двум компасам, и еще у нас два GPS. Ветер все время с северных направлений, так что идем с хорошей скоростью и лавировать нам не нужно.  Днем переменная облачность, иногда идет дождь.

       9 июля с утра уже совсем безоблачно, волнение слабое, ветер направление почти не менят, хотя несколько ослаб. Днем я ненадолго перебрался на Бриз, чтобы сделать фото большого катамарана со стороны.


Я на "Бризе" и большой катамаран
  Евгений, Дима и Алексей на катамаране "Бабадаг"

      Теперь начал подтравливать и левый баллон большого катамарана также в носовой секции. По нашим расчетам и показаниям GPS к ночи мы должны подойти к мысу Фонарь (самый восточный мыс Крыма и вход в Керченский пролив). К вечеру увидели очертания высокого берега на юге. Баллоны катамарана явно требуют ремонта, и обсуждается вопрос о возможности выхода на берег до входа в пролив. Но это потребует дополнительных переговоров и разрешений от погранцов. Алексей сообщает, что в Коктебеле у него есть знакомый, у которого должна быть мастерская. Пользуясь хорошей погодой Дима провел ревизию баллонов на ходу, еще раз подоткнул подозрительные места пенкой и в очередной раз подкачал баллоны. Капитан принимает решение идти дальше.

       В этот вечер, когда стемнело, уже не было так холодно, как в прошлые ночи. Впервые я наблюдал, как светится море. В темноте струи от баллонов все в искрах, а я сидя на носу на краю трамплина касаюсь пятками воды, и из-под моих пяток летят крупные искры. Оказывается это так реагируют на механические воздействия местные светящиеся микроорганизмы.

10-11 июля 2005                                                  Керченский пролив - Коктебель.

       К полуночи подходим к мысу Фонарь. Капитан связавается по рации с пограничниками, докладывая о нашем проходе мимо них. В проливе довольно интенсивное движение судов. Идем вдоль Украинской стороны пролива. Берег слева и справа весь в огнях. Это порты Крым и Кавказ паромной переправы. Весь дальнейший наш путь до Ялты должен проходить вдоль берегов Крыма.  Справа внутри залива светится Керчь, а потом слева остается коса Тузла, предмет недавних споров Украины и России. В это время вахта была не наша, но все не спали. Подвахтенные отшли ко сну только, когда миновали все узкоcти и стало светать.  С восходом солнца становится жарко, и уже нужно защищаться от его лучей.   


Капитан в солнцезащитном костюме


В Керченском проливе. Слева на горизонте Таманский полуостров-Россия
 
 

В Керченском проливе. Впереди справа мыс Такиль - за ним Черное море

        Ветер довольно слабый, но ровный, и мы постепенно продвигаемся по направлению к выходу из Керченского пролива, огибаем мыс Такиль и выходим уже в Черное море.  Далее идем примерно на юго-запад вдоль южного берега восточного Крыма. Идем примерно в километре от берега, и его хорошо видно. Берег здесь везде - это красивые высокие каменистые обрывы, места практически безлюдные, только на мысах маяки и пограничники. Очень редко на берегу видны автомобилисты, как-то забравшиеся в эту наверное безводную ( в смысле пресной воды) местность. А вода вокруг явственно другого цвета по сравнению с Азовским морем. Здесь она сине-зеленоватая, а не серая, и очень прозрачная. Вокруг нас появляется стая дельфинов. Размером они от одного до полутора метров. Выныривают на поверхность дельфины очень не надолго и не все вместе, так что сфотографировать их я не успеваю, хотя один из них появился чуть не в метре от катамарана. 


Вышли в Черное море - мыс Такиль позади

        Так и идем до вечера вдоль этого крутого берега. Ночью светят звезды, практически не встречаем проходящих судов. И вот впереди появился слабый огонь, пеленг на него практически не меняется, но впечатление, что это далекий огонь. Идем так довольно долго, но вдруг Евгений перехватывает румпель, и вскоре путь нам пересекает метрах в ста впереди довольно большая парусная яхта. Это ее слабый топовый огонь казался обманчиво  далеким. С рассветом подходим к большой Феодосийской бухте. На горизонте видны очертания гористых мысов у Феодосии и Якорной бухты. По мере приближения к Якорной бухте южный ее мыс становится все внушительнее.

Впереди Якорная бухта, а за мысом бухта Коктебель  
 

Алексей ведет судовой журнал

        Минуем Феодосийскую бухту. Здесь должна быть очередная застава, которой нужно доложить о нашем проходе, но многочисленные попытки связаться с ними безуспешны. Минуем Якорную бухту, и входим в бухту Коктебель. Ветер слабеет и продвигаемся медленно. Справа остается поселок Орджоникидзе. В Коктебеле я бывал, но с моря подхожу к нему впервые. А три года назад я здесь тоже в июле в течение двух недель учился летать на параплане на горе Клементьева (теперь опять Узун-сырт). Евгений связывается с местными пограничниками, и запрашивает разрешене о выходе на берег для ремонта. Обсуждаем, где лучше подойти к берегу, пляж тут идет километра на три. Я предлагаю выйти на дикий пляж, где поменьше народу, но это и подальше от предполагаемого места мастерской и магазинов. Идем в самый центр пляжа. При подходе к берегу там оказывается множество людей, и в том числе детей, и мы сворачиваем направо к дикому пляжу. Подходим и вытаскиваем оба катамарана на берег под крутым обрывом.  Евгений и Алексей отправляются в поселок.

          Дима начинает разгрузку большого катамарана, а я занялся Бризом. При осмотре Бриза замечаю странное положение фигурной шайбы на болте крепления основной поперечины к стрингеру. Полностью разгружаю Бриз, и вижу печальные последствия буксировки. Все четыре восьмерочных болта, крепящих штатные поперечные балки к стрингерам, в месте соединения как будто срезаны. Причем это были шпильки, ввернутые с одной стороны в стрингер, и даже просто вывернуть эти остатки просто так не получится - не за что зацепиться, надо их рассверливать. Я очень удивился, что Бриз не успел рассыпаться, только одна фигурная шайба потерялась. Ведь держалась конструкция уже только на креплениях баллонов.

          Евгений и Алексей вернулись сообщив, что знакомого Алексея с мастерской в Коктебеле сейчас нет. Так что занялись ремонтом баллонов большого катамарана на месте высадки. Для этого его также полностью разгружаем. Вещи складываем под прибрежным склоном, а тут вдруг быстро набегает гроза с сильнейшим ливнем, который продолжался часа три. При этом со склона понеслись к морю потоки грязи, и потом нам пришлось долго отчищать наше имущество. А уже наступает вечер, и быстро темнеет. Алексей поставил недалеко от берега маленькую сетку.

Яхта у Карадага - южного мыса бухты Коктебель  
 

Ночной улов в Коктебеле (у скорпен шипы уже отрезаны, а для масштаба - миска)

 12-14 июля 2005                                                        Коктебель - Гурзуф.

         С рассветом 12 июля Алексей снял сетку, и его ночной улов мы пожарили на завтрак, завтрак получился шикарный. Дальше Евгений, Дима и Алексей занимались большим катамараном, а я возился с Бризом. Надо было торопиться, погранцы уже навещали нас, ведь мы могли быть на берегу не более 24 часов, иначе нужно начинать длинную процедуру документального оформления прихода и отхода. На большом катамаране заклеили потертости баллонов, усовершенствовали их крепления к стрингерам и усилили прокладки в местах возможного трения. 

        На Бризе заменить восьмерочные болты-шпильки с ручной дрелью я не могу, да и нет времени, поэтому решаю сделать крепление поперечных балок к стрингерам по типу сплавного катамарана. Вместо фигурных шайб для прокладки использую куски толстой веревки, и концом уже средней толщины крепко перевязываю крест-накрест эти соединения. Поскольку для Бриза самостоятельного перехода под парусом уже не планируется, то шверт и руль на него не ставлю, а убираю их в упаковку, сетку на разрушенный грузовой отсек также не ставлю.  Заканчиваем сборку обоих катамаранов, загружаем их, и к вечеру отходим от берега Коктебеля, как и раньше ведя Бриз на буксире.    

       Выходим из Коктебельской бухты, огибая Карадаг, и направляемся к мысу Меганом. Ветер попутный, но все сильнее, а волна больше. И Бриз опять начинает идти рывками,  метаться с волны нам вдогонку, иногда становясь лагом к волне, при этом иногда буксирные концы захлестывают за его баллоны сзади. Но уже ночь, при сильном ветре с неясными прибрежными течениями Бризом заниматься некогда. Обойдя мыс Меганом начинаем проходить Судакскую бухту. В темноте вид на побережье довольно странный. Залитые огнями части побережья прерываются темными участками там, где на берегу дороги (и поселки вдоль них) скрываются за прибрежными скалами. При этом впечатление такое, как будто освещеные части берега далеко от нас, а скалы близко. По видимому это не так, но идти близко к скалистому берегу при сильном ветре и волнении не хочется. Стараемся пройти подальше.

       С рассветом 13 июля ветер не утихает, хотя небо совершенно чистое. Волны высотой метра полтора-два, но пологие. На берегу разворачивается уже целая панорама Крымских гор, некоторые горы там высотой более километра. Минуем Алушту.

Волна обгоняет нас, закрывая мыс Аю-Даг  
 

Алушта и Крымские горы

       На волнении вероятно опять сдвинулись прокладки у креплений баллонов большого катамарана, и носовые секции их довольно резко начинают опять терять форму. Начинаем подкачивать баллоны чуть не каждые полчаса. И опять возникает необходимость ремонта на берегу. К берегу при такой волне подходить опасно, ведь это на глубине волна пологая,  у берега она наверняка становится крутой и обрывистой, а берега здесь каменистые. У Бриза после очередного захлеста буксирного конца за баллон отрывается заднее крепление одного из баллонов. Связываем два буксирных конца узлом вблизи Бриза, чтобы тянуть его за одну точку перед ним, захлесты концов прекращаются, но метания Бриза за нами продолжаются и сильно осложняют движение.

        Впереди мыс Аю-Даг, с подветренной стороны которого должно быть затишье. До Аю-Дага еще довольно далеко, но вот мы наконец добираемся до него, и заходим под его прикрытие в Гурзуфскую бухту. Здесь довольно тихо, и мы становимся на якорь вблизи берега, чтобы пока разобраться с обстановкой. Евгений связывается по рации с грузовым портом Ялты, до которого уже сравнительно недалеко. Но там отвечают, что принять не могут, мест нет из-за шторма (видимо там прибойная волна работает на открытом пространстве). Здесь тоже кроме нас стоят на якорях еще два-три небольших корабля. Баллоны продолжают травить, но и выйти на берег для ремонта здесь не совсем понятно каким образом, так как местные пограничники сообщают по рации, что здесь все участки берега частные и строго охраняются. Действительно мы стоим метрах в ста от ровного песчаного пляжа какого-то пансионата, на этом пляже нет ни одного человека, но в бинокль наблюдаем охранника, обходящего выходы на пляж.


Стоим на якоре за Аю-Дагом. Вид на Гурзуф.

       Справа от железной загородки этого пляжа маленький кусочек дикого берега под самой горой, но там почти везде нагромождения очень крупных и возможно острых камней. На самой загородке надпись типа: "Вход и проход строго воспрещен. Объект охраняется." А вот на этом диком кусочке довольно много людей, спустившихся сюда по крутой тропе с горы. Стоим здесь на якоре уже несколько часов, периодически подкачивая баллоны. Обнаружилась еще одна неприятность. На большом катамаране что-то не ладится с механизмом поворота шверта. Дима подныривает под катамаран, исследует шверт, но что-то там все же не получается. А волны на пространстве, не прикрытом мысом, не затихают, и ветер как будто имеет тенденцию к повороту с восточного направления на юг. Если ветер повернет градусов на тридцать, то мыс уже не будет прикрывать бухту от волны, и тогда уже берег станет опасен, тем более, что впереди вечер и ночь. Капитан решает произвести высадку на берег. У самого забора на диком берегу есть несколько метров, где камни не слишком велики, и возможно там все же можно выйти на берег с большим катамараном. По указанию капитана я перехожу на Бриз с наращенным швартовым концом большого катамарана, отвязываю буксирные концы и гребу к берегу к месту предполагаемой высадки. Подхожу к берегу, закрепляю швартов большого катамарана за железный забор, и с помощью подбежавших отдыхающих вытаскиваю нагруженный Бриз. На месте выхода торчит камень посредине, но пока волны слабенькие, то аккуратно выйти все же можно. Подтягивается большой катамаран, и все вместе быстро разгружаем его, а потом уже пустой выносим на берег.  

       Наше появление здесь вызвало некоторый интерес отдыхающей публики, а также одного из служащих пансионата, у забора которого мы расположились. Он здесь сезонный рабочий, кажется слесарь или столяр, но главное он ранее был активным яхтсменом, и поэтому отнесся к нам с расположением и предложил посильную помощь. Пансионат этот вроде обслуживает Администрацию Президента Украины, цена номера в нем около 100 $ в день, поэтому там и нет народа, а только охрана. Евгений решает воспользоваться предложением для того, чтобы облегчить нагрузку на катамаран, оставив здесь часть груза до возвращения на обратном пути. Для этого Дима опять начинает тщательную сортировку наших вещей и припасов,  чтобы определить, без чего можно было бы обойтись по опыту уже прошедшей части маршрута. И опять начинается очередной ремонт баллонов большого катамарана. По поводу Бриза у Евгения мнение такое. В Ялту вести Бриз на буксире и соответственно показывать его тамошним властям не хочется, на буксире Бриз - помеха на ходу большому катамарану, в качестве грузовика он уже не будет нужен после уменьшения количества грузов, остается использование баллонов Бриза в качестве подстраховки больших баллонов ( то есть буквально использование Бриза в качестве запчастей для большого катамарана ). Для этого можно подсунуть раму Бриза с его баллонами под трамплин большого катамарана между носовыми секциями больших баллонов, по размерам все как раз проходит.

        Переход Мариуполь-Ялта был запланирован, как пробная часть маршрута для проверки нашей готовности к дальнейшему переходу. До Ялты здесь совсем недалеко. Можно подвести некоторые предварительные итоги.  Для меня эти итоги таковы:
- похода в качестве капитана на своем катамаране не получилось ( формально из-за отсутствия декларации, хотя у меня остаются сомнения, что может надо было как-то по другому договариваться с властью, которая всегда может найти, к чему примотаться ) ; 
- мой катамаран Бриз пришел в негодное состояние, требующее приличного ремонта ( высверлить остатки шпилек, найти или сделать фигурную шайбу, поставить новые восьмерочные шпильки - это не трудно, но не здесь, а восстановить оторванное крепление баллона будет посложнее ) ; 
- появились большие сомнения в пригодности конструкции Бриза для морского использования ( чего конструкторы и не планировали ), так как жесткость крепления рамы привела к ее разрушению ( кстати менее жесткие перевязи вместо болтов, сделанные в Коктебеле, после суточного перехода на приличном волнении и при дергании буксиром держались без видимых повреждений ). Конечно очевидно, что менее жесткая конструкция будет более устойчива к знакопеременным нагрузкам, и в то же время наверное менее эффективна для работы с парусом.

        Доводы Евгения по дальнейшему использованию Бриза совершенно убедительны, но при этом у меня впечатление, что таким образом я должен практически совсем попрощаться с Бризом, поскольку он уже полностью уходит из-под моего командования, да и возможно его дальнейшее разрушение. В то же время мое собственное участие в последующих этапах похода несколько теряет смысл, ведь моя роль становится вроде пассажира в круизе, а это совсем не то же, что путешествие под своим парусом. Кроме того, мне представлялось, что при нынешнем состоянии большого катамарана вполне возможны ситуации, когда очередной ремонт потребуется уже на чужих берегах, а это просто дорого обойдется. Поэтому цена такого круиза для меня может оказаться не приемлемой.

       Вот с такими мыслями я встретил утро  14 июля.  И мы с Евгением обсудив ситуацию, пришли к компромисному решению. Евгений получает Бриз ( который  теперь фактически всего лишь не совсем исправные комплектующие ) за четверть его стоимости и далее использует его по своему  усмотрению. А я иду в команде до Ялты, и на этом мой маршрут заканчивается. Это удобно для Евгения, поскольку штатная команда большого катамарана - 3 человека, обойтись без меня можно, тем более, что это более 100 кг облегчения ( мой вес, вещи и запасы воды и пищи для меня ). В то же время баллоны Бриза могут оказаться полезными в качестве резервных объемов плавучести. Для меня это трудное решение, так как этим я ставлю точку на своих первоначальных замыслах.

       Весь день занимаемся по намеченному плану. На Бризе остается только голая рама для скрепления баллонов. Укладываются припасы на дальнейшее путешествие из расчета на трех человек. Заканчивается ремонт баллонов большого катамарана. Все лишнее имущество оставляем в пансионате у его служащего - яхтсмена. Он помогает нам обновить запасы пресной воды из водопровода в пансионате. Нас посещают местные погранцы, настроены они не агрессивно, Евгений договаривается с ними, что в пределах дозволенных и уже истекающих 24 часов мы покинем берег. Далее не без помощи местных людей переносим на воду большой катамаран, под ним в носу закреплены дополнительно баллоны Бриза. Загружаемся, отходим метров на сто от берега и становимся на якорь. Это должно удовлетворить погранцов и даёт возможность ещё раз проверить заклинивший было шверт. Так и ночуем не на берегу, но вблизи от него.

15-16 июля 2005                                                        Гурзуф - Ялта.  

       Утром 15 июля готовы продолжить путь в Ялту. Снимаемся с якоря и покидаем Гурзуфскую бухту. Погода нам благоприятствует. Ветер не сильный, но попутный. Грузовой порт Ялты готов нас принять.

Позади гора Медведь на мысу Аю-Даг и Гурзуфская бухта  
Заходим в Ялтинскую бухту.
Слева от носа основного баллона виден Бризовский баллон.

         Часа через два уже подходим к гавани грузового порта Ялты, парус убирается, под мотором подходим к стенке гавани и швартуемся около борта большого плавучего крана. Дима остается на борту, а Евгений, Алексей и я отправляемся в город.

Алексей, Евгений и я недалеко от грузового порта в Ялте   Катамаран "Бабадаг" в грузовом порту Ялты

         В городе находим фотоателье, где нам быстро сбросили на CD для Евгения содержимое памяти с моего цифрового фотика. Далее мы с Евгением прошлись до центра Ялты, до яхтенной пристани, где Евгений посетил своих друзей на знакомой ему яхте. Дальше зашли на базар, и я выяснил, откуда и как можно добраться до Симферополя. Затем вернулись на катамаран, а вечером были в гостях на борту большого Российского круизного катамарана с жесткими обитаемыми корпусами ( шесть спальных мест в  корпусах ), капитан которого рассказал много интересного о своих походах.

        Утром 16 июля я собрал свой рюкзак и сумку, попрощался с Алексеем и Димой, и вместе с Евгением отправился в город. Евгений проводил меня до центра, и мы расстались. Далее мой путь на автовокзал, там сразу сел на маршрутное такси до Симферопольского ж/д вокзала, по дороге последний раз посмотрел с горной дороги на море, и через два часа был в Симферополе. Поток пассажиров на север в это время совсем маленький, ведь все едут наоборот на юг. Постояв в очереди 15 минут взял билет до Тулы на поезд, который отправлялся через полтора часа. Еду налегке, ведь Бриза со мной уже нет. Доехал до Тулы без приключений.

         Дальше долго ждал известий о результатах следующего этапа похода.  Наконец 12 августа Евгений и Алексей прислали письма, сообщив о своем возвращении. Ну а подробности об этом этапе описал Евгений.

 Итоги похода. 

 На участке  Протяженность (км) Ходовое время (час) Средняя скорость
(км
/час)
   Мариуполь - мыс Фонарь( Азовское море) 212 60 3,53
   Мыс Фонарь - Коктебель 138 36 3,83
   Мариуполь - Коктебель 350 96 3,65
   Коктебель - Гурзуф 96 16 6
   Гурзуф - Ялта 12 2 6
Мариуполь - Ялта 458 114 4,02


Карта перехода Мариуполь - Ялта

 

Hosted by uCoz